В нынешнем году одесский фестиваль, самый масштабный музыкальный форум страны, впервые внесен в европейские фестивальные гиды, и организаторы ожидают приезда множества «культурных» туристов из разных стран

Причем ждет с великим нетерпением! С 1 по 9 июня пятый фестиваль Odessa Classics, инициированный народным артистом Украины Алексеем Ботвиновым и проходящий под девизом «Европейский фестиваль для европейского города», вновь соберет в одесских залах известных музыкантов, практически культовых исполнителей. Быть одной из лучших фестивальных площадок мира для Одессы совершенно органично, город-то консерваторский, университетский, театральный. В нынешнем году одесский фестиваль, самый масштабный музыкальный форум страны, впервые внесен в европейские фестивальные гиды, и организаторы ожидают приезда множества «культурных» туристов из разных стран.

На этот раз в Одесском национальном академическом театре оперы и балета фестиваль откроет Сиприан Кацарис — выдающийся французский пианист, на счету которого десятки международных премий и наград. С юного возраста Кацарис собирает большие залы, он записал более 40 дисков, в том числе все концерты Моцарта. Диски артиста получили множество призов как лучшие записи года в разных странах; он записывался на фирмах звукозаписи Sony, Teldec, Decca, Deutsche Grammophon, EMI и на собственном лейбле PIANO21. Особую известность Сиприану Кацарису принесло исполнение произведений венских классиков. Вот и в вечер открытия прозвучит 21-й фортепианный концерт Вольфганга Амадея Моцарта, а также 3-й фортепианный концерт Людвига ван Бетховена. Выступать пианист будет с оркестром одесского оперного театра под управлением Игоря Шаврука.

фестиваль откроет Сиприан Кацарис — выдающийся французский пианист

Бурные овации неизменно сопровождают выступления представителя 150-летней династии лучших скрипачей мира в области популярной классики

Это будет первое выступление знаменитого француза в Одессе, а 2 июня в Большом зале Одесской филармонии снова сведет публику с ума «король цыганской скрипки» и «самый быстрый скрипач мира» Роби Лакатош со своим ансамблем. Переаншлаг на его концерте был и год назад. Сейчас же само за себя говорит название программы — «The Best of Lakatos». Наверняка не обойдется без искрометного «Чардаша» Монти, «Венгерского танца» Брамса, «Полета шмеля» Римского-Корсакова и многого другого. Бурные овации неизменно сопровождают выступления представителя 150-летней династии лучших скрипачей мира в области популярной классики. Лакатош — выпускник консерватории Белы Бартока в Будапеште, обладатель наград как в области классической скрипичной музыки, так и в жанрах джазовой и народной музыки. И сердца одесских меломанов однозначно принадлежат ему!

Фестивальный марафон продолжит 3 июня в Большом зале филармонии авторский вечер живого классика симфонической, камерной и хоровой музыки Гии Канчели. Музыка Канчели уже звучала в рамках Odessa Classics Batumi Weekend — выездном выступлении фестиваля Odessa Classics, которое прошло в июне 2018 года в Батуми.

— У Одессы и Батуми много общего — тут тоже порт, пляжи, достаточно космополитичное и открытое общество, — рассказывает Алексей Ботвинов.— Тогда в проекте принимали участие три страны: Эстония, Грузия и Украина. Эстонский оркестр — это просто высший класс, оркестр невероятно высокого уровня, один из лучших в Европе. За пультом стоял выдающийся грузинский дирижер Николоз Рахвели, с которым я выступал впервые. Уверен — этот молодой человек очень скоро станет звездой мирового уровня. Для меня Грузия стала 45-й страной, где я выступил. Первый концерт состоялся в филармоническом зале, это главная концертная площадка Батуми. В первом отделении я играл с оркестром Второй концерт Рахманинова, причем с одной очень короткой репетиции, практически мы один раз проиграли, буквально одно место повторили, все было отлично. Во втором отделении звучала музыка Канчели. Второй концерт состоялся в Батумской консерватории, там очень хороший зал на 300 мест, был абсолютный переаншлаг. Сначала я играл украинскую музыку — Алемдара Караманова, Яна Фрейдлина и Валентина Сильвестрова, а потом мы с местным альтистом играли музыку Канчели, цикл миниатюр совершенно великолепных, музыка потрясающая. Сам Канчели был на обоих концертах, специально приехал из Тбилиси, выходил на сцену. Говорил слова благодарности, было очень приятно. Он в Грузии абсолютно культовая фигура и заслуживает этого. Конечно, это реальный классик, во всем мире известна его музыка. Его приезд в Батуми приятно удивил и местных, и нас. Его музыка исполнялась на тбилисском концерте, и на нашем, поскольку она является магнитом для публики. Теперь ждем его приезда в Одессу с особым трепетом.

В концерте примет участие сам Алексей Ботвинов

В концерте примут участие сам Алексей Ботвинов, легендарная пианистка Полина Осетинская (впервые она выступила на фестивале в 2016 году) и выдающийся канадский кларнетист, камерный музыкант и исполнитель джазовой музыки, единственный ученик великого Бенни Гудмена Юлиан Милкис.

— Впервые приезжает к нам Юлиан Милкис, он родился в Одессе, учился в Ленинграде, его родители привозили каждое лето на дачу. Известный художник Лев Межберг сделал несколько его портретов. Считается, что если человек приезжает в Одессу регулярно, то он уже, как говорится, наш, и то же самое можно сказать о пианистке Полине Осетинской. Ее отец, который, как все мы знаем, был деспотом, разрешал ей есть мороженое раз в году, и это, как правило, происходило в Одессе, у статуи Дюка, в день ее рождения. Такие воспоминания у нее остались… амбивалентные, — улыбается Алексей Ботвинов.

4 июня публику ожидает очередное потрясение — первое знакомство с выдающимся итальянским пианистом Пьетро де Мария

4 июня публику ожидает очередное потрясение — первое знакомство с выдающимся итальянским пианистом Пьетро де Мария. На фестивале он исполнит музыку Шопена (надо сказать, что Пьетро де Мария — первый итальянский пианист, исполнивший на концертной сцене все произведения Шопена и записавший их на знаменитой фирме звукозаписи Decca) и Рахманинова. Концерт состоится в Большом зале филармонии. И там же 5 июня безусловный любимец одесской публики, бельгийский скрипач и дирижер Майкл Гуттман представит проект «Tango sensations» вместе с пианисткой Хлое Пфайффер, бандонеонистом Лизандре Донозо и контрабасистом Ариэлем Эберштайном.

— Среди тех, кто приезжает в этом году, раньше всего я познакомился с Майклом Гуттманом, — вспоминает Алексей Ботвинов. — Он приехал на гастроли в Одессу, дирижировал камерным оркестром, а я на следующий день играл свой сольный концерт. Майкл был на моем концерте, потом зашел в артистическую, и не для того, чтобы говорить комплименты, как это обычно бывает, а предложить сотрудничество. Пригласил на свой фестиваль в Италию, еще в ряде мест мы с ним играли, так и происходило знакомство. У Майкла одесские корни, его бабушка отсюда, мать говорит по-русски абсолютно свободно, в семье вполне одесский уклад, все поколения вместе, за обеденным столом собираются и бабушки, и внуки. И хотя он здесь не родился, очень похож на одессита. Очень открытый, эмоциональный, гостеприимный, радушный, душевный — все, о чем говорят, подразумевая «одесский характер», ему присуще. Чувствует себя здесь как рыба в воде. Все русскоязычные музыканты называют его только Мишей. И при одном упоминании его имени все начинают улыбаться, причем хорошей такой улыбкой. Майкл привык относиться к Одессе как к Мекке скрипичного исполнительства, у него совершенно особое чувство к городу, это нас объединило. Теперь он единственный участник фестиваля, который приезжает каждый год. И считает себя неофициальным послом Одессы в музыкальном мире.

На первом нашем фестивале случилась удивительная история. Во время нашей совместной репетиции с Майклом его скрипка Гварнери стала как-то не так звучать. Майкл изменился в лице: «Что-то случилось, надо искать мастера». Пока я приходил в себя от шока, он за десять минут нашел в Одессе скрипичного мастера! Поинтересовался у музыкантов, позвонил нескольким скрипачам, и получил адрес. Мы вместе поехали в очень скромный двор на Слободке, заходим в какие-то трущобы. Они с мастером тут же нашли общий язык, и за полчаса все было сделано. Как в кино! Майкл вышел счастливым оттуда: «Это моя скрипка!» Там мелочь какую-то нужно было исправить…

В прошлом году концерт под открытым небом собрал 10 000 слушателей!

Майкл Гуттман несколько лет солировал и дирижировал на опен-эйр-концертах Odessa Classics, куда, без преувеличения, стремится весь город, чтобы слушать классику, дыша морским воздухом на ступенях Потемкинской лестницы. В прошлом году концерт под открытым небом собрал 10 000 слушателей!

Цюрихский камерный оркестр дает концерты 6, 7 и 8 июня в оперном театре, филармонии, а также на Потемкинской лестнице. Он впервые приезжает в Украину, что стало возможным благодаря поддержке посольства Швейцарии в Украине. Вместе с оркестром будет выступать его музыкальный руководитель — официальный артист крупнейшего звукозаписывающего лейбла Deutsche Grammophon, семикратный обладатель премии ECHO Klassik, четырехкратный номинант «Грэмми» скрипач Даниэль Хоуп, который также стал артистом-резидентом фестиваля.

— Что такое быть резидентом фестиваля: формально это значит, что мы с Даниэлем договорились об участии в ближайших фестивалях, он будет давать по два концерта, участвуя в них в качестве солиста либо дирижера, — рассказывает Алексей Ботвинов. — Достигнута неформальная договоренность о том, что он будет являться неким амбассадором фестиваля в мире, будет рассказывать своим коллегам и прессе об Odessa Classics, что он, кстати, делает восторженно и в социальных сетях, и в личных беседах, и в каких-то интервью. Благодаря такому его статусу нам удастся привлечь еще какие-то коллективы музыкантов, которые без этого не проявили бы интереса. Сейчас мы с ним вместе над этим работаем. Это очень большая победа для фестиваля, как и для украинской культуры в целом. Даниэль Хоуп сейчас является одним из хедлайнеров мирового музыкального процесса и новатором, который продвигает очень многие вещи. Даниэль Хоуп — это чисто одесская школа. Кроме Захара Брона, у него было еще два педагога, которые были напрямую или косвенно выходцами из Столярки. Поэтому, с одной стороны, он был с детства знаком с Иегуди Менухиным, который тоже считал Давида Ойстраха богом и постоянно говорил об этом молодому Даниэлю, с другой — три представителя одесской школы. Соответственно, для него Одесса была легендарным местом, и он до сих пор считает, что Ойстрах — это бог скрипки.
Когда Даниэль впервые сюда приехал и захотел пойти в школу Столярского, у него было очень мало времени, на следующий день нужно было уезжать. И вот мы пошли с ним в школу — тут же у него появились слезы на глазах, он невероятно растрогался, рассматривал портреты, которые там висят, и своего Брона, и других музыкантов больших. Мы зашли в мемориальный класс Ойстраха, и его чувства в тот момент сложно передать, невероятные… Такое не сыграешь, и в этом состоянии он пребывает и поныне. За эти несколько лет я с ним играл вместе в Европе, встречался, и слышал от других людей, как он восторженно говорит об Одессе. Даниэль очень высоко ценит нашу публику, ему нравятся оба фестивальных зала, и филармонический, и оперный.

скрипач Даниэль Хоуп также стал артистом-резидентом фестиваля

Фото нашего оперного театра висит в офисе Хоупа на видном месте. Когда я впервые пришел к нему в его берлинский офис, с его менеджментом общался, увидел эту фотографию и не поверил своим глазам, спросил: «А что это такое?» Мне отвечают: «Ну, вы же должны знать, это Одесская опера. Хоуп повесил». Когда на прошлом фестивале Хоуп проводил пресс-конференцию и лестно отзывался об одесской скрипичной школе, я заметил в глазах журналистов недоверие: гость города говорит комплименты, обычное дело. Однако Даниэль искренен. Мы понимаем, что сейчас у нас эта школа где-то проседает, но остается же, пусть и в ранге мировой звезды, Захар Брон, представитель той самой одесской школы, перед которой благоговеет Хоуп. Это огромная удача, что Хоуп стал резидентом нашего фестиваля, связал себя такими обязательствами. Само по себе здорово и очень помогает.

На опен-эйре второй раз в истории фестиваля выступит победитель Детского фортепианного конкурса имени Серафимы Могилевской. Его имя станет известно 27 мая, а победитель прошлого года, юный киевлянин Рома Федюрко, успел стать лауреатом нескольких международных конкурсов.

Цзин Чжао необыкновенно впечатлила одесситов на прошлогоднем опен-эйре

8 июня Большой зал филармонии отдан Баху, Мендельсону, Боккерини и Моцарту в исполнении Цюрихского камерного оркестра, Алексея Ботвинова и виолончелистки Цзин Чжао, ученицы выдающегося японского виолончелиста Рёсукэ Хори, а также Мстислава Ростроповича. Цзин Чжао необыкновенно впечатлила одесситов на прошлогоднем опен-эйре. Финальный концерт фестиваля состоится 9 июня в Большом зале филармонии — на нем выступит Миша Майский и его «Трио», будет звучать музыка Чайковского и Рахманинова. Мишу Майского в шутку называют идеальным одесситом: он — еврей из Риги, который репатриировался в Израиль. Первая жена музыканта — американка, вторая — итальянка, пятеро детей рождены в разных странах, сам он живет в Бельгии. Легендарный виолончелист ни разу не был в Одессе, пора это исправить: добро пожаловать в семью!

Все фестивальные дни в одесском Музее западного и восточного искусства будет работать персональная выставка современного украинского художника

И по сложившейся традиции все фестивальные дни в одесском Музее западного и восточного искусства будет работать персональная выставка современного украинского художника. В этом году — «Лаборатория Орфея» Арсена Савадова, куратором выставки выступит Анатолий Дымчук. Чтобы подытожить все ожидания от программы фестиваля и обозначить масштаб сделанного организаторами, хочется процитировать прошлогоднее высказывание многолетнего депутата Бундестага Марии-Луизы Бек, которая обратилась к залу с филармонической сцены с такими словами: «Мое первое объяснение в любви — одесситам, которые каждый фестивальный вечер заполняют огромные залы. Второе объяснение в любви — президенту фестиваля Алексею Ботвинову. Я вспоминаю тот день, когда впервые приехала в Одессу — город был разобщен, печален, стоял перед выбором: что с ним дальше будет. Мы совершенно случайно встретились с Ботвиновым и решили, что для этого города нужно что-то сделать. Когда мы с ним пришли впервые в этот зал, мне показалось, что Алексей не совсем в себе: неужели можно продать столько билетов? А к началу концерта пришлось даже ставить приставные стулья… Для нас, европейцев, очень важна Восточная Европа, и это не просто сближение культур, это взаимопроникновение. Я считаю, музыкальное искусство, литература гораздо быстрее развиваются, чем политика, и мы должны сами многое сделать для грядущих отношений наших государств».

Фестиваль Odessa Classics сегодня стал явлением абсолютно европейского уровня

Фестиваль Odessa Classics сегодня стал явлением абсолютно европейского уровня, но, что не менее важно, город принял его, включился в сотворчество и стал верным, надежным партнером. Ведь как бы ни была запрограммирована в нотах великая классика, она всегда рождается заново для тех, кто ее слушает и соучаствует в исполнении.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.